Русские дредноуты. Опоздавшие и устаревшие.


На просторах интернета то и дело попадается картинка, прикреплённая к заголовку статьи.

Увидев большой, красивый линкор, ряд граждан тут же начинает предъявлять его как весомый аргумент, строить на его основе выводы о могуществе российского флота и в целом промышленности Российской империи.

Так чем же на самом деле являлись грозные дредноуты русского флота?

Какую пользу они принесли стране, и каково их место в ряду стальных махин других стран?

На этот вопрос я и попытаюсь дать ответ в статье.

Увы, но статья начнётся не со сравнения с кораблями Германии, и тем более Великобритании. Сравнение придётся начать с набившими уже оскомину Австро-Венгрией и Италией, поскольку именно в одном ряду с ними, а то и позади, находился русский флот. Почему — читайте далее.

Четыре первых дредноута Российской империи вошли в строй уже в ходе войны:

«Гангут» 21 октября 1914

«Севастополь» 4 ноября 1914

«Полтава» 4 декабря 1914

«Петропавловск» 20 декабря 1914

 Строительство их длилось более 5 лет, с момента закладки всех четырёх кораблей 03 июня 1909 года: от 5 лет и 4 месяцев («Гангут») до почти 5 лет и 7 месяцев («Петропавловск»). Ни одна из стран-участниц «гонки дредноутов» не строила свои корабли так долго.

Корабли получились действительно красивые, и для 1914 года довольно сильно вооружённые — 12 орудий 305мм/52 в четырёх трёхорудийных башнях.

Главный броневой пояс толщиной 225 мм простирался по ватерлинии от носовой до кормовой башен, в оконечностях утончаясь до 125 мм. Верхний броневой пояс толщиной 125 мм также проходил от первой до четвёртой башни, утончаясь к форштевню до 75 мм. Корма после четвёртой башни вообще не была забронирована. Некоторую защиту обеспечивали также скосы броневой палубы в 37,5 мм. Башни имели бронирование лба и бортов в 203 мм.

Однако броня подобной толщины, как показали сражения мировой войны, уверенно пробивалась не только 305-мм, но и 280-мм калибром первых германских дредноутов и линейных крейсеров.

Ещё до спуска кораблей на воду на Чёрном море были произведены испытания обстрелом опытного отсека новых дредноутов, встроенного в бывший броненосец «Чесма». Результаты обстрела шокировали: оказалось, что 305-мм фугасные снаряды при курсовых углах более 60° пробивают главный броневой пояс с дистанции 65 кабельтовых, а бронебойные снаряды пробивают его на любых дистанциях. Замечу, что германские корабли на тот момент имели предельную дальность стрельбы в 97 кабельтовых.

Верхний броневой пояс в 125 мм не обеспечивал защиту даже от огня устаревших крейсеров: броня подобной толщины уверенно пробивалась немецким 210-мм снарядом (по результатам боя у Фолклендов).

Фактически, Балтийские дредноуты по своему бронированию были аналогичны английским линейным крейсерам типа «Лайон», однако не обладая при этом их скоростью (19-23 узла против 29), и тем более вооружением, что предрекало российским линкорам незавидную участь при встрече даже с немецкими линейными крейсерами с 280-мм артиллерией.

Почему же на кораблях, вошедших в строй уже после начала мировой войны, оказалось самое слабое бронирование из всех линейных кораблей и большей части линейных крейсеров?..

Обычно это списывают на неверно истолкованный опыт Русско-Японской войны, в которой очень большие повреждения нашим кораблям причиняли фугасные снаряды средней артиллерии. Скорострельные орудия 152-мм калибра превращали небронированные части кораблей в решето, вызывали множественные пожары, притом что основной броневой пояс и броня башен для них были неуязвимы. По результатам войны, обобщив полученный опыт, было решено максимально забронировать корабли по площади в ущерб толщине брони, что и было осуществлено. Проект получил едкое прозвище «проект напуганных».

Однако мысль, что в эпоху «all-big-gun-ship» дистанция боя значительно увеличится, и средняя артиллерия не будет даже достреливать, нашему морскому министерству в голову почему-то не пришла. Повторились ошибки 1904-го года, когда наши адмиралы были убеждены, что дистанция боя будет не более 20 кабельтовых вместо реальных 60, и старательно обучали экипажи кораблей тарану и стрельбе в упор.

И всё же, данное оправдание слабой защите выглядит неоднозначно. Германия и Австро-венгрия точно так же «размазывали» броню по всей длине корабля, но почему-то смогли обеспечить броневой пояс толщиной сперва 280-300 мм,  а затем и 350 мм при схожем водоизмещении и аналогичной либо большей скорости. Видимо, наши конструкторы что-то серьёзно упустили из вида.

Помимо очевидной слабости бронирования, корабли оказались дежурно для российского судостроения перегружены, вследствие чего главный броневой пояс был погружён в воду почти на метр. Увеличившаяся от проектной осадка не позволяла кораблям выходить и на Минно-артиллерийскую позицию, для защиты которой, они, собственно, и создавались. Помимо всего этого, корабли имели ещё и отвратительную мореходность.

Скорость хода по результатам испытаний также показала сильный разброс. Лучшим «ходоком» оказалась «Полтава», выдавшая 24,1 узла (на уровне лучших германских линкоров) на угле «Русский брикет» со впрыском нефти. Однако на том же топливе «Петропавловск» показал уже 21 узел, а «Гангут» всего 20,3 уз., что уже являлось недостаточным. «Севастополь» на угле «Кардифф», показав значительно больший расход топлива, выдал всего 19 узлов, что сопровождалось перегревом подшипников упорных колец промежуточных валов.

Удивительным образом новые линкоры повторили судьбу предшественников: из тройки линкоров Русско-Японской войны «Петропавловск», «Полтава» и «Севастополь» именно последний получил дефектные машины, не позволившие ему развить проектную скорость.

Как не трудно догадаться, в бою скорость эскадры определяется скоростью самого медленного корабля, соответственно можно принять как данность, что в гипотетическом бою скорость новых русских дредноутов была ограничена 20 узлами как максимум. Таким образом, и ставка на высокую скорость в ущерб бронированию не сработала.

Повторили судьбу предшественников они и в сроках постройки: броненосцы были заложены в 1892-м году, а вступили в строй лишь в 1899-м.

Цена при этом оказалась запредельной — в переводе на английский фунт стерлингов более 3 миллионов за штуку. Для сравнения, вступавшие в строй одновременно с «Гангутом» великие и ужасные английские линкоры типа «Куин Элизабет» (о которых далее), обошлись Владычице морей всего лишь в 2 миллиона.

Но, быть может, сравнение с мировыми лидерами, — Великобританией и Германией, — несколько некорректно, а относительно остальных стран Российская Империя была в значительно лучшем свете? Давайте посмотрим.

На момент вступления в строй четырёх «Севастополей», до конца 1914-го года, остальные мировые державы успели построить уже довольно много дредноутов.

Австро-Венгрия:

3 линкора типа «Вирибус Унитис», в 1912-м, 1913-м и 1914-м соответственно.

Сам «Вирибус Унитис» был заложен 24 июля 1910, на год позже «Севастополей», а вошёл в строй уже 5 декабря 1912, на два года раньше «Полтавы» и «Петропавловска»! Постройка заняла всего лишь 2,5 года.

«Тегетгоф» был построен за 2 года и 10 месяцев. «Принц Ойген», заложенный на 2,5 года позже (!) «Севастополей», вошёл в строй на три месяца раньше «Гангута», срок постройки составил те же 2,5 года.

С подобной скоростью постройки за то время, что Россия вымучивает один дредноут, Австро-Венгрия была способна вводить в строй по два, что сразу указывает на разницу в уровне судостроения и промышленности в целом.

Их вооружение составляло 12 305мм орудий «Шкода» в 45 калибров образца 1910 года в линейно-возвышенных, трёхорудийных башнях.

Главный броневой пояс имел толщину 280-мм, верхний броневой пояс 180-мм. Бронирование, как и у «Севастополя», было дифференцированным: в оконечностях главный броневой пояс утончался до 150-мм, далее до 110-мм у форштевня. Верхний броневой пояс утончался до 110-мм по все длине.

Как не трудно заметить, дредноуты Австро-Венгрии, первый из которых вступил в строй на два года раньше «Севастополей», имели значительно лучшее бронирование как основного броневого (280 мм против 220 мм) и верхнего (180 мм против 125 мм) поясов, так и башен (280 мм против 203 мм). Разница более чем существенная.

Скорость их по результатам испытаний в целом соответствовала таковой у «Севастополей» — от 20,28 до 20,41 уз.

Быть может, русские дредноуты обладали значительным преимуществом в огневой мощи? Увы, это тоже не так.

При одинаковом числе орудий — 12 305 мм орудиях в четырёх 3-х орудийных башнях, линейно-возвышенное расположение обеспечивало «Вирибусам» вдвое больше орудий при ведении огня в нос и в корму.

305 мм/52 орудия «Севастополя», в свою очередь, проектировались из расчёта стрельбы 305-мм снарядами образца 1907 года массой 332 кг при начальной скорости снаряда 914 м/с, и при подобных параметрах данное решение было оправдано большей бронепробиваемостью на малых дистанциях боя. Таким же образом поступили и германцы, сделав ставку на меньший калибр с большей пробивной способностью.

Однако же, несмотря на значительно большую длину в калибрах орудий Обуховского завода, чем у орудий «Шкода», при стрельбе новыми снарядами по факту стали им уступать.

Дело в том, что в 1911 году на вооружение был принят тяжёлый 471-кг снаряд, на стрельбу которым не были рассчитаны уже готовые орудия линкоров. По прочностным расчётам начальную скорость пришлось ограничить 762 м/с, что, по сути, обесценило столь значительное удлинение стволов. Само удлинение с 50 до 52 калибров было мерой вынужденной, и вызвано низким качеством применяемой стали.

Австрийцы же вели огонь чуть более лёгкими снарядами (450 кг против 471), но с несколько большей скоростью (800 м/с против 762), однако, имея орудия длиной в 45 калибров, были лишены проблем с ненормально быстрым износом орудий и потерей меткости, присущие «Севастополям».

Таким образом, дредноуты самой отсталой из европейских держав первого эшелона обладали значительно лучшей защитой, чем дредноуты Российской Империи, аналогичной огневой мощью при более рациональном и прогрессивном расположении башен. Артиллерия австрийских линкоров не была чрезмерно форсирована, и не страдала от стремительного выгорания и снижения точности, как орудия линкоров типа «Севастополь». Сама постройка велась вдвое быстрее, чем в России, — сказывался общий уровень развития промышленности и слабая зависимость от импортных агрегатов.

 

Не сидела без дела в дредноутной гонке и Италия:

Первый итальянский дреноут, «Данте Алигьери» (Dante Alighieri), построен всего за 3,5 года, с 6 июня 1909-го по 15 января 1913-го года.

Корабль являл собой практически полный аналог «Севастополей» с аналогичным расположением трёхорудийных башен главного калибра с 12-ю 305-мм орудиями, однако, как и в случае с линкорами Австро-Венгрии, имел лучшее бронирование: главный пояс имел толщину до 250 мм, башни главного калибра до 250 мм. Скорость составляла 22,8 узла.

За ними до 1915-го года вошли в строй два более совершенных линкора типа «Конте де Кавур»:

«Джулио Чезаре» (будущий «Новороссийск»): заложен 24 июня 1910, вошёл в строй 14 мая 1914, 3 года 11 месяцев

«Леонардо да Винчи» заложен 18 июля 1910, вошёл в строй 17 мая 1914, 3 года 10 месяцев.

Имея бронирование в целом на уровне «Данте», вооружение было усилено до 13 орудий 305 мм/46 фирмы «Армстронг», что уже превышало таковое у «Севастополей». Расположение орудий было необычным: нижние башни (в оконечностях и центральная) были трёхорудийными, возвышенные же двухорудийными.

Орудия 305мм/46 стреляли снарядом весом 417 (бронебойный) и 404,6 (фугасный) килограмм с начальной скоростью 860 м/с. По сути, итальянские дредноуты реализовали идею русского Морского ведомства со стрельбой относительно лёгким снарядом с высокой пробивной силой.

Главный броневой пояс был толщиной 250 мм, уменьшаясь до 130мм к корме и до 80 мм к носу.  Верхний броневой пояс имел толщину 220 мм, над ним располагался третий толщиной 130 мм, прикрывавший батареи противоминной артиллерии. Лобовая броня башен была 280 мм, боковая —240 мм. Скорость «Кавуров» составляла 21,56 — 22 узла.

Таким образом итальянский линкор «Данте Алигьери», вступив в строй почти на два года раньше «Севастополей», обладал схожими характеристиками, но более толстым бронированием. «Конте де Кавур» также превосходили «Севастополи» и в вооружении.

К слову, артиллерия только первого корабля серии была напрямую заказана в Англии, остальные же корабли вооружались орудиями собственного производства. В случае Российской империи ситуация оказалась строго противоположной – начиная со своих орудий для «Севастополей», и заканчивая английскими для «Измаилов».

После 1915-го года на Чёрном море Российская империя построила ещё три дредноута, улучшенные версии «Севастополей» – дредноуты типа «Императрица Мария».

«Императрица Мария» начата постройкой 17 октября 1911, введён в строй 23 мая 1915г.

«Императрица Екатерина Великая» 17 октября 1911, введён в строй 5 октября 1915г.

«Император Александр III» 17 октября 1911, введён в строй 15 июня 1917г.

Строительство на Чёрном море проходило несколько быстрее, за исключением «Александра» (почти 6 лет), однако многие узлы для первых двух кораблей были заказаны в Англии на заводе «Джон Браун»: турбины, вспомогательные механизмы, гребные валы и дейдвудные устройства. Турбины для «Императрицы Марии» удалось доставить перед самой войной, иначе вступление в строй могло оказаться задержано на неопределённый срок.

Черноморский проект отличали некоторые изменения от «Севостополей», в первую очередь касавшихся бронирования: главный пояс был усилен до 262,2мм, а скосы броневой палубы с 25 до 50мм.

Скорость хода, в свою очередь, в силу перегрузки уменьшилась с проектных 23 до 21 узла, однако увеличенная толщина брони уже не делала черноморские дредноуты столь лёгкой целью для противника. В целом, по бронированию они сравнялись с итальянскими дредноутами, всё так же уступая им в артиллерийском вооружении.

Однако, даже такое бронирование по меркам линкоров мировой войны являлось крайне недостаточным, и обеспечивало защиту лишь от 280-мм калибра.

Скорость на испытаниях составила обычные 21,5 узла. Стоит отметить тот факт, что заказанные у англичан турбины сделали своё дело: имея проектную скорость на 2 узла меньше, по факту она оказалась на 0,5-1,5 узла больше, чем у целиком отечественных «Севастополей» (за исключением «Полтавы»).

Корабли снова оказались перегружены относительно проекта более чем на 860 тонн, что дало увеличение осадки на 0,3 метра. К тому же вследствие ошибок в проектировании, линкоры получили ещё и дифферент на нос.

Стоит сказать пару слов об основных соперниках русских дредноутов на Чёрном море, которыми должны были стать вовсе не линейный крейсер «Гебен», а два турецких корабля: «Решадие» и «Султан Осман I», в ответ на которые и была начата постройка «Императрицы Марии». Оба строились на английских верфях, и в состав флота Его Величества вошли под именами «Эджинкорт» и «Эрин».

«Султан Осман» имел 14-305 мм/45 в ажно семи (!) двухорудийных башнях, что сделало этот дредноут самым необычным из всех построенных. Уступая в бронировании (229мм) «Марии», по вооружению он её превосходил, и гипотетическое их столкновение представлялось бы очень интересным.

Второй линкор, «Решадие», имел вооружение из 10-343 мм/45 при бронировании в 305 мм, что делало его слабо уязвимым для русских кораблей. Артиллерийское вооружение, в свою очередь, не оставляло «Императрицам» шансов.

В очередной раз стоит оценить прозорливость морского министерства, которое, имея совершенно точные сведения о вооружении турецких дредноутов 343-мм орудиями, оставило калибр «черноморцев» без изменений, а к переработке бронирования приступило лишь на «Николае I» уже после начала войны.

И нам несказанно повезло, что оба корабля, оконченные постройкой уже в августе 1914-го года, были реквизированы Британией для нужд своего флота, иначе господство на Чёрном море было бы за турками и немцами как минимум до 1916-го года, и господство это было бы полным.

 

За то время, что Россия построила три «Императрицы», Италия также достроила три дредноута, и до конца войны к их постройке более не возвращалась:

«Конте ди Кавур» (Conte di Cavour)  10.8.1910 — 1.4.1915г.

«Кайо Дуилио» (Duilio) 24.2.1912 -10.5.1915г.

«Андреа Дориа» (Andrea Doria) 24.3.1912 — 13.3.1916.

Австро-Венгрия ограничилась постройкой четвёртого дредноута, «Сент-Иштван», что в условиях ограниченного театра Адриатики и паритета с Италией было достаточно.

Третьей державой Первой мировой войны, участвовавшей в гонке дредноутов на вторых ролях, являлась Франция.

В 1913-1914 годах ей были построены 4 не самых удачных линкора типа «Курбэ»:

«Курбэ» (Courbet)            1.9.1910 — 19.11.1913г.

«Жан Бар» (Jean Bart)       15.11.1910 — 15.6.1913г.

«Франс» (France)             30.11.1911 — 10.10.1914г.

 «Пари» (Paris)                   10.11.1911 — 1.8.1914г.

По общему признанию, неудачные линкоры, тем не менее, имели броневой пояс в 270 мм, верхний пояс и казематы в 180 мм, броню башен 320мм.

Вооружение, состоявшее из 12 305мм/45 орудий, было расположено неудачно, в результате чего на каждый борт могли вести огонь только 10. Подобное расположение артиллерии было типичным для первых дредноутов, как германских, так и японских, но к 1914-му году являлось однозначным анохронизмом, и в этом плане русские дредноуты, заложенные на 1-2 года раньше, являются положительным примером. Однако снова удручает скорость постройки: заложенные на год-два позже, все дредноуты типа «Курбэ» вошли в строй раньше «Севастополей».

После 1914-го года, пока Российская Империя всё ещё строила на изолированном ТВД – Чёрном море – несколько улучшенные варианты «Севастополей», Франция уже с 1912-го года совершила качественный скачок, заложив три сверхдредноута:

 «Бретань» (Bretagne)                      22.7.1912 – 10.02.1916г.

 «Лоррэн» (Lorraine)                       07.11.1912 — 10.03.1916г.

 «Прованс» (Provence)                    21.5.1912 — 01.03.1916г.

 Сохранив по-прежнему слабую относительно линкоров остальных стран бронезащиту в 270-170мм, французы кардинально усилили вооружение, составившее 10 340мм/45 орудий в 5 линейно-возвышенных двухорудийных башнях.

Таким образом, из всех стран-участниц Первой мировой войны, к 1916-му году дредноуты Российской Империи оказались однозначно слабейшими.

Австро-Венгерские, имея столько же стволов главного калибра, обладали существенно лучшим бронированием и более надёжной и более рационально размещённой артиллерией.

Итальянские уже в 1914-м году превосходили «Севастополи» по числу орудий ГК и несколько превосходили по броневой защите, черноморским же дредноутам типа «Императрица Мария» по бронезащите несколько уступали.

Всего в этих странах, соответственно, было построено:

Франция – 4 дредноута, 3 сверхдредноута

 Россия – 7 дредноутов (на 2 изолированных друг от друга ТВД, 4+3шт.)

 Италия – 6 дредноутов

 Австро-Венгрия — 4 дредноута

Ещё один линкор Черноморского флота, «Император Николай I», представлял собой отдельный проект, улучшенный тип «Императрица Мария», отличавшийся значительно большим водоизмещением и наконец серьёзно переработанным и усиленным бронированием. Однако, начатый постройкой уже в июне 1914-м года, устарел ещё до начала строительства. Переделанное и усиленное бронирование никак не компенсировало оставленный без изменений 305-мм калибр. А учитывая, что войти в строй он мог никак не ранее конца 1917-го года, и усиленное бронирование оказывалось устаревшим, так как за прошедшее время основным калибром артиллерии всех дредноутов мира стали 356-380 мм. Заложенный слишком поздно корабль так и не вступил в строй.

В ответ на него у Италии в 1914-1915 годах были заложены и активно строились четыре сверхдредноута типа «Франческо Караччоло» с 380-мм артиллерией и скоростью до 28 узлов. Их строительство было заморожено в 1916-м году.

Свой проект сверхдредноута имелся и у Австро-Венгрии, также замороженный в 1916-м году. Уже изготовленные для него тяжёлые орудия «Шкода» были направлены на сухопутный фронт, где причинили ещё много бед.

Теперь стоит обратить свой взор за океан, и посмотреть, что происходило в двух других странах, участвовавших в гонке дредноутов, но не являвшихся на начало войны безусловными лидерами.

Япония.

После Русско-Японской войны Япония, казалось бы сохранившая свой флот, внезапно осталась ни с чем: появление «Дредноута» мгновенно обесценило все корабли додредноутной эпохи, составлявшие силу, красу и гордость Императорского флота. Япония, победившая в войне,  оказалась в одном  положении с проигравшей Россией, — по сути без флота, — ибо строительство дредноутов нужно было начинать с нуля. И Япония Россию с равного старта в этом деле уверенно обошла.

В 1912-м году в строй вступили два первых японских дредноута – «Кавачи» и «Сетцу».

Откровенно неудачный проект, в первую очередь по причине применения разнокалиберных орудий: в концевых башнях стояли орудия 305 мм/50, а в бортовых башнях были установлены орудия 305 мм/45, что серьёзно затрудняло ведение огня.

В принципе, для первых кораблей такая конструкция была оправдана: как и в случае с Германией, японцы сделали свой шаг к дредноутам путём эволюции броненосцев, постепенно доводя среднюю артиллерию от 140 мм, через 254 мм до калибра, соответствующего главному – 305 мм. Линкоры типа «Кавачи» по сути были увеличенными броненосцами «Аки» и «Сатсума», что и вызывало применение «броненосной», ромбической схемы установки вооружения. Как дредноуты эти корабли устарели сразу после ввода в строй.

Однако, по сравнению с русскими дредноутами, «Кавачи» и «Сетцу» обладали гораздо более мощной броневой защитой: главный броневой пояс 305 мм с уменьшением к оконечностям до 102 мм, башни и барбеты до 280 мм.

Получив первый опыт строительства дредноутов, японцы вскоре развернули кипучую деятельность. До 1915-го года японский флот усилился 4 легендарными кораблями, одними из лучших линейных крейсеров в истории: «Конго», «Харуна», «Хией», «Кирисима». Эти славные корабли ещё наведут страха на американцев в водах у Гуадалканала в 1942-м году.

«Конго» строился в Англии, однако три остальных корабля были построены непосредственно в Японии, и весьма быстро:

 «Конго» («Kongo»)    17.01.1911 – 16.08.1913

 «Хией» («Hiei»)          4.11.1911 — 21.11.1914

 «Харуна» («Haruna») 16.03.1912 г. – 19.04.1915

 «Киришима» («Kirishima»)   17.03.1912 – 19.04.1915 г.

 Вооружение состояло из 8 356 мм/45 орудий в четырёх двухорудийных башнях, расположенных в диаметральной плоскости. После ввода в строй и вплоть до появления линейного крейсера «Худ», они являлись сильнейшими линейными крейсерами в мире.

Из недостатков стоит отметить лишь слабую для линейных крейсеров бронезащиту – броневой пояс всего 203 мм, башни 229 мм, что уступало таковому у английских линейных крейсеров типа «Лайон», но всё же превосходило аналогичное у первых линейных крейсеров типа «Инвинсибл» и обеспечивало некоторую защиту от 280-мм калибра.

Так как Российская Империя не построила ни одного линейного крейсера, сравнение кораблей типа «Конго» с формально линкорами «Севастополь» и «Императрица Мария» лишено смысла, однако самую мощную артиллерию среди всех одноклассников, и более мощную, чем у всех немецких дредноутов, и первых английских супердредноутов, всё же стоит отметить.

До 1917-го года Япония построила ещё 4 линкора-сверхдредноута, вооруженных 12-ю 356-мм орудими, с броневым поясом до 305мм.

 «Фусо» 11.3.1912 — 18.11.1915

«Ямасиро» 20.11.1913 — 31.3.1917

«Исэ» 10.5.1915 — 15.12.1917

«Хьюга» 6.5.1915 — 30.4.1918

 Эти корабли однозначно превосходили русские дредноуты по абсолютно всем характеристикам.

«Фусо» вступил в строй в одной время с «Екатериной», а «Исэ» с «Александром», но по своим боевым качествам они отличались почти столь же сильно, как и спущенные на воду в 1907-м году «Шарнхорст» и «Инвинсибл».

По другую сторону Тихого океана не сидели без дела и США.

Начав строительство первых в мире дредноутов раньше самого «Дредноута», США всё же уступили первенство англичанам. Тем не менее, первые два дредноута США вступили в строй уже в 1910-м году, на 4 года раньше первых российских:

 «Мичиган» (Michigan)               26.5.06 — 4.1.1910

«Саут Кэролайна» (South Carolina)     18.12.06 — 1.3.1910

 Вооружение полностью соответствовало требованиям к первым дредноутам и состояло из 8 305 мм/45 орудий, однако американцы первыми в мире применили линейно-возвышенное расположение башен с установкой их в диаметральной плоскости. Такое расположение башен, ставшее впоследствии классическим, было применено уже в 1910-м году, в то время как Германия и Великобритания влоть до 1914-го года строили линкоры и линейные крейсера с диагональным расположением башен.

Из недостатков можно отметить только относительно слабое бронирование: главный броневой пояс был толщиной 254 мм, впрочем, превосходившее таковое у дредноутов Российской империи, вошедших в строй почти на 5 лет позже.

В том же 1910-м году вступили в строй начатые постройкой годом позже «Делавэр» (Delaware) и «Норт Дакота» (North Dakota)

Эти линкоры были уже значительно более мощными: вооружение увеличилось до 10 305 мм/45 орудий, броневой пояс был усилилен до 280 мм, броня башен 305 мм, барбетов 254 мм.

Далее каждый год США вводили в строй по два дредноута, очень схожих по своим характеристикам с линкорами типа «Делавер»:

1911-й год — «Флорида» и «Юта»

1912-й год «Арканзас» и «Вайоминг» (Wyoming), вооружённые новыми орудиями 305мм/50.

В 1914-м году флот США пополнили первые два сверхдредноута:

«Техас» 17.4.11 — 12.3.1914

«Нью-Йорк» 11.9.11 — 15.4.1914

Вооружение усилилось до 10 356мм/45 орудий, броневая защита до 305 мм, бронирование башен до 356 мм, барбеты до 305 мм.

Ни один из российских дредноутов ещё не вошёл в строй, а эти два корабля одним фактом своего появления уже сделали русские корабли устаревшими.

Весной 1916-го года, ещё за год до окончания строительства «Александра 3», США ещё более усилили свой флот, построив очередные корабли, совершившие уже будничную революцию в мировом кораблестроении:

«Оклахома»  23.3.12 — 2.5.1916 

«Невада»  4.11.12 — 11.3.1916

 Это были первые в мире линкоры, забронированные по схеме «всё или ничего». За счёт отказа от бронирования оконечностей, удалось довести толщину главного броневого пояса до 343 мм, башен до 457 мм, барбетов до 330 мм.

Вооружение сохранилось прежним – 10 356мм/45 орудий, однако расположенных аналогично с итальянскими «Конте де Кавур» — нижние башни трёхорудийные, возвышенные двухорудийные. В отличие от итальянцев, третья башня в центральной части отсутствовала.

Если предыдущие линкоры сразу сделали устаревшими все ранние дредноуты, то «Невады» сделали устаревшими и ранние сверхдредноуты, не говоря уже обо всех линкорах с 305-мм артиллерией.

В том же году вступили в строй «Пенсильвания» и «Аризона», на этот раз с четырьмя трёхорудийными башнями по типу линкоров «Вирибус Унитис», что увеличило количество орудий главного калибра до 12 и облегчило ведение огня.

До конца войны американский флот пополнили ещё два сверхдредноута, повторявшие «Пенсильванию»: в 1917-м году «Миссисипи», и в 1918-м «Нью-Мексико».

Ну и напоследок несколько слов о странах-лидерах.

 Германия.

Первые 4 дредноута «Флота открытого моря» типа «Нассау» начаты постройкой уже летом 1907-го года, и вступили в строй в 1909-1910 годах, первые два – «Нассау» и «Вестфален» — в тот же год, кода Российская империя только заложила первые свои корабли.

Следующая серия из 4 линкоров типа «Остфрисланд» начата постройкой в 1908-1909 годах, и была готова в 1911-1912 годах. На «Севастополях» к тому моменту только лишь завершался стапельный период.

Пять превосходных кораблей типа «Кайзер» с 10 орудиями калибра 305-мм/50 в 5 башнях и бронированием до 350 мм вошли в строй в 1912-1913 годах.

И, наконец, во второй половине 1914-го года, когда «Севастополи» начали наконец входить в строй, германский флот пополнился 4 лучшими дредноутами Кайзеровского флота типа «Кёниг» с аналогичным «Кайзеру» бронированием и вооружением, но с башнями, расположенными линейно-возвышенно в диаметральной плоскости.

Итого против 4 дредноутов с «картонным» бронированием на Балтике Германия имела 4 дредноута первого поколения с 12 280 мм/45 орудий, способных пробить броню «Севастополей», 4 дредноута с 12 305 мм/50 орудий, пробивавших «Севастополь» на всех дистанциях боя. Но если в бою с ними «Севастополи» ещё имели шансы за счёт многочисленной артиллерии (бортовой залп у первых германских дредноутов был всего 8 орудий против 12 у русских дредноутов) и относительно слабого бронирования (относительно других германских дредноутов, а не русских, «всего» 290-300 мм), то против остальных шансов не было никаких.

5 дредноутов типа «Кайзер» и 4 дредноута типа «Кёниг» были неуязвимы для огня русских дредноутов. К слову говоря, эти корабли выдерживали огонь первых сверхдредноутов с артиллерией калибра 343 мм, и уверенно держали 380-мм снаряды английских «Куин Элизабет». Избежать боя у русских кораблей так же не было никакой возможности: скорость германских кораблей по факту превысила проектную, и достигала 24,5 узлов против 21 у русских.

Таким образом, Российская Империя в 1914-м году ввела в строй четыре корабля, против которых у противника уже было в строю девять линкоров, неуязвимых для русских «новинок».

Помимо этого линейные крейсера типа «Дерффлингер» с 305-мм артиллерией, бронёй 300 мм и скоростью хода более 27 узлов также были смертельно опасными для русских кораблей.

В 1916-м году в строй вступили первые германские сверхдредноуты – «Байерн» и «Баден» с 8 381мм/45 артиллерией, но для России это не имело никакого значения; её дредноуты при появлении германских кораблей могли просто не выходить из портов, что они, собственно, в 1917-м году и сделали. Отдувались за них в Моонзундской операции старички «Цесаревич» и «Слава».

Разговор об извечной сопернице России – Британской Империи позвольте не вести, ибо одно только упоминание каждого типа кораблей заняло бы множество страниц.

Стоит заметить только, что уже в 1912-м году, за два года до «Севастополя», вступили в строй 4 первых сверхдредноута типа «Орион» с 343-мм артиллерией.

К тому моменту, как стали готовы 4 русских дредноута, сверхдредноутов у англичан насчитывалось уже 14, плюс к тому 4 линейных крейсера-сверхдредноута.

В 1915-м году, пока «Императрица Мария» только-только была достроена, англичане создали 5 «сверх-сверхдредноутов», легендарные «Куин Элизабет» с артиллерией калибром 380-мм и бронёй до 330-мм.

К 1916-му году таких кораблей у Великобритании было уже 10; их дополняли 2 линейных крейсера с артиллерией 380-мм.

А как же «Измаил»?

В руках у верующих в великую мощь Российской Империи остаётся один козырь – линейный крейсер «Измаил», сверхдредноут Российской империи, долженствовавший стать самым мощным кораблём в мире.

Вооружение предполагалось из 12 орудий 356мм/52, действительно на 10% превосходивших по дульной энергии американские 356мм/45 орудия, и на 25% японские. По весу бортового залпа «Измаил» превосходил американские линкоры «Нью-Йорк» и «Невада» на 30%, а «Куин Элизабет» и «Роял Соверен» на 20%.

Однако бронирование предполагалось всё таким же «картонным», плиты главного броневого пояса имели толщину всего лишь 237,5 мм, что было крайне недостаточно, даже несмотря на усиление скосами броневой палубы (50+25мм). Такое бронирование в целом бралось германским 305-мм снарядом, не говоря уже о тяжёлых 380-мм «чемоданах».

Впрочем, главная проблема была не в бронировании, а в технологической отсталости.

Поставки брони, башен и основных механизмов артиллерийских установок в срок оказались невыполнимы:

— Заказ на башни для «Измаила» был выдан Металлическому заводу ещё в 1913-м году, но к моменту прекращения работ 16 августа 1917 года не было сдано заказчику ни одной башни и станка.

— Из числа заказанных Обуховскому заводу 40 орудий, к октябрю 1917 года не было сдано ни одного (!)

Поставки английского станочного оборудования для производства в России были сорваны, и орудия для кораблей пришлось заказать непосредственно заводу «Виккерс», который до октября 1917-го года успел поставить всего лишь 10 единиц.

Роторы турбин, крупное стальное литьё и корпусная сталь были заказаны также у англичан.

Помимо проблем собственного производства, возникли проблемы и политические: помимо заказанных в Англии орудияй, значительная часть оборудования оказалась заказана у непосредственного противника – Германии и Австро-Венгрии!

Стальные отливки и поковки для станков орудий, подъемные сектора с шестернями для механизмов вертикальной наводки и башенные погоны были заказаны заводу «Шкода» и фирме «Крупп», электромагнитные муфты австрийскому заводу «Вулкан», шары для вращения башен германскому заводу «Фриз унд Гепфлингер». Валы гребных винтов также были заказаны в Германии, а приборы управления огнём в Швеции.

В который уже раз поражает прозорливость российского Морского ведомства, которое не только назаказывало у вероятного противника детали для новейших кораблей, но и умудрилось заказать в Германии перед войной ещё и два лёгких крейсера — «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской», ставшие в германском флоте «Эльбингом» и «Пиллау».

По всем понятным причинам, достраивать для России заказанные механизмы наши враги после начала войны не спешили, равно как не спешили выполнять заказы и англичане.

Общая перегруженность заводов и срывы поставок привели к тому, что в «Отчете по Морскому министерству за 1915 г.» печально констатировалось, что основные узлы и агрегаты «не могут быть изготовлены настолько быстро, чтобы можно было рассчитывать на участие в настоящей войне». Как мы уже убедились, к середине 1917-го года ситуация с ними ничуть не изменилась.

При самых оптимистичных раскладах сроки готовности кораблей отодвигались на конец 1918 – начало 1919 года.

Но допустим, что чудо всё-таки произошло, и четыре «Измаила» всё-таки успели в срок. Что же будет к этому моменту с флотами основных держав?

 Германия достроит все 4 линкора типа «Байерн», с бронёй в 350 мм, почти неуязвимых для артиллерии «Измаила», несмотря на её многочисленность. В свою очередь, отвечать они могли 8 орудиями в 380-мм, которые защита «Измаила» не держала.

Вступят в строй 4 линейных крейсера типа «Маккензен», которые, обладая 8 орудиями в 355 мм, имели бронирование в 300 мм, что позволяло уверенно выдерживать огонь «Измаилов». Как показал Ютландский бой, бронирование германских линейных крейсеров выдерживало попадания 380-мм английских «чемоданов», так что более многочисленная, но гораздо более слабая артиллерия из 12 356-мм орудий не давала бы ощутимого преимущества.

А учитывая слабость бронирования «Измаила», и всё ту же проверенную Ютландом защиту, борьбу с ними могли уверенно вести и два остававшихся в строю линейных крейсера типа «Дерффлингер» и линкоры типов «Кайзер» и «Кёниг».

Появление «Измаила» не произвело бы в отношении немцев такого же эффекта, какой вызвало появление «Кайзеров» и «Кёнигов» в отношении «Севастополей».

 Англия. 

Помимо 5 линкоров «Куин Элизабет» и 5 «Роял Соверенов», на подходе были 4 корабля нового поколения — линейных крейсеров с 8 380-мм орудиями и скоростью более 30 узлов. Как известно, из всей четвёрки был достроен только легендарный «Худ», уйти от которого «Измаил» был не в состоянии.

Учитывая уже озвучивавшуюся слабость бронирования, эффективно вести бой с «Измаилом» могли бы и все английские сверхдредноуты с 343-мм артиллерией.

Единственными противниками, для которых был смертельно опасен «Измаил», были линейные крейсера типа «Лайон», но с момента их вступления в строй прошло уже от 4 до 6 лет, а смена в лице «Худа» была уже на подходе.

Япония, помимо уже существовавших кораблей, ввела бы в строй два мощнейших в мире корабля – линкоры «Нагато» и «Муцу» с вооружением из 8 410-мм орудий, не оставлявшие ни малейшего шанса «Измаилам».

Готовилась к реализации амбициозная программа 8+8 – по восемь линкоров и линейных крейсеров с 410-мм артиллерией.

 В США уже в 1917-м году имелось 7 линейных кораблей, совершенно неуязвимых для «Измаилов», и в то же время обладавших почти таким же весом бортового залпа. Линкоры предыдущих серий с 356-мм артиллерией так же представляли для «Измаила» серьёзную опасность.

К моменту гипотетической готовности русских «сверхдредноутов» состав флота уже пополнил бы линкор «Айдахо»,  а на верфях США достраивались ещё два линкора с 12-ю 356-мм орудиями, — «Теннесси» и «Калифорния», — и вооружённый уже 10 406-мм орудиями «Мэриленд».

Италия так же достроила бы 4 своих сверхдредноута, что опять оставляло Россию на прежних позициях.

Таким образом получается, что никакого прорыва в судостроении «Измаил» не обеспечивал, лишь отчасти уравновешивая уже несколько лет как появившиеся во флотах ведущих мировых держав в больших количествах сверхдредноуты.

Появление «Измаилов» лишь переводило Россию с последнего места вперёд Австро-Венгрии и Франции, и по-прежнему недосягаемо далеко от Германии, Великобритании, США, а теперь ещё и Японии.

_____________________________

Источники:

1) Л.А. Кузнецов — Последний дредноут Империи

2) И.Ф. Цветков — Линейные корабли типа «Севастополь»

3) А.В. Скворцов — Линейные корабли типа «Севастополь»

4) Р.М. Мельников — Линейные корабли типа «Императрица Мария»

5) С.Е. Виноградов — «Измаил» — сверхдредноут Российской Империи

6) С.Е. Виноградов — Линкоры типа «Вирибус Унитис»

7) С.В.Сулига — Линкор «Джулио Чезаре» («Новороссийск»)

8) А.А. Михайлов — Линейные корабли типа «Конте ди Кавур»

9) О.А. Рубанов — Линейные крейсера Японии

10) В.Б. Мужеников — Линейные корабли Германии

11) В.Б.Мужеников — Линейные крейсера Германии

12)  А.А. Михайлов — Линейные корабли типа «Куин Элизабет»

13) В.Б.Мужеников — Линейные крейсера Англии

14) А.В. Мандель, В.В. Сконцов — Линейные корабли Соединённых штатов Америки

15) С. Сулига — Линейные корабли «Tennessee», «California», «Colorado», «Maryland», «West Wirginia»

16) А.Б. Широкорад — Корабельная артиллерия Российского флота 1867 — 1922 гг.

17)  К.П.Пузыревский — Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою